[ главная ]   [ рейтинг статей ]   [ справочник радиолюбителя ]   [ новости мира ИТ ]



Ответов: 0
25-02-12 07:01







   Web - программирование
PHP


ASP






XML



CSS

SSI





   Программирование под ОС











   Web - технологии








   Базы Данных









   Графика






Данные




Web - технологии / Разное /

Техническая проза Интернет-проектов

Павел Храмцов


Мнение А.Аликберова, Веб 2000
Мнение А.Цимбалова, Яndex
Мнение О. Карташевой, РБК
Мнение Е.Булах, Actis Systems
Итоги, П.Храмцов

На вопросы отвечает Андрей Аликберов, директор компании Web2000

Типы проектов, длительность разработки и ориентировочная стоимость

Типы проектовДлительность разработкиСтоимость разработки, $Стоимость сопровождения, $ в месяц
Сайт-визитная карточка или корпоративный буклет - обычное присутствие компании в интернет.Пример: http://www.web2000.ru/1-2 недели500-250015-100
Сайт-визитная карточка с минимальной интерактивностью (возможность запросить дополнительную информацию или сделать заявку на услуги/продукцию)Пример: http://www.citmgu.ru/1-2 недели550-350020-100
Новостной и/или контент-проект. Подразумевает регулярную публикацию информации: новости, обзоры, аналитика, статьи, справочная информацияПримеры: http://www.citforum.ru/, http://www.om.ru/1-2 месяца1000-5000400-2000
Новостной или контент-проект с платным доступом к части информации информацииПримеры: http://www.rbc.ru/, http://www.public.ru/2-3 месяца3000-8000800-3000
Интернет-магазин без склада, грубо говоря - витрина или каталог товаров с возможностью заказа товара "корзинного" типаПример: http://www.mistral.ru/, http://www.levingston.ru/1 месяц2000-1000020-2500
Интернет-магазин с нормальным бэкофисом, складом, документооборотом. Такие магазины обычно делаются для нормально функционирующих торговых организаций.Примеры: http://www.megashop.ru/, http://www.bolero.ru/2-4 месяца4000-150001000-5000
Системы b2b (торговые площадки, дилерские системы, оптовые магазины, информационные системы от контактных данных до финансовой информации и законодательства)Примеры: http://www.file.ru/, http://www.zol.ru/2-6 месяцев5000-500005000-10000
Бесплатные сервисы (каталоги, чаты, форумы, доски объявлений, службы знакомств, открытки, поиск работы)Примеры: http://www.mail.ru/, http://www.list.ru/, http://www.doski.com/1- 6 недель800-2500800-1500
Порталы3-9 месяцев50000-5000005000-20000
Системы управления рекламными пространствами (локальные и глобальные баннерные системы)1-3 месяца2000-5000050-3000

есть еще глобальные поисковые системы, интернет-банкинг, процессинг, интранет-системы и т.д., но я с такими разработками пока вплотную не сталкивался…

4. Сколько нужно человекомесяцев на проект (в зависимости от типа проекта и квалификации разработчиков)

Для первого и второго типа (по таблице) 2-3 недели, для остальных от 1 до 2 месяцев – базовое функциональное ядро и старт проекта, совершенствовать можно до бесконечности. Что касается квалификации – самым больным вопросом для компании веб-разработчика в данный момент является кадровый вопрос. Приведу простой пример: обычно на job-листах соотношение вакансий и резюме – один к трем, для веб-программистов это соотношение диаметрально противоположно, на 100 вакансий – 75 резюме. При этом (из моего личного опыта) подходит один из 20 интервьюируемых специалистов.

5. Что является определяющим при выборе платформы (знания команды, эффективность решения или вообще) такие факторы, которые к самой процедуре разработки отношения не имеют)

Для первых двух типов проектов платформа может быть любая. Если проект выполняется собственными силами – платформа выбирается исходя из знаний имеющихся специалистов. Если выполнение проекта поручается аутсорсеру – большое значение имеют факторы эффективности решения и количеству имеющихся наработок у аутсорсера. Для большинства отечественных проектов достаточно сервера на Intel-платформе и бесплатно распространяемого софта (FreeBSD/Linux, Perl/PHP/C, Apache, MySQL/PostgreSQL) по причине относительно малого траффика на отечественных ресурсах, главное в таком случае – грамотный подход к программированию (минимум динамических страниц, оптимизация ресурсов машины). В будущем, на мой взгляд, грядет медленное переползание на серьезные серверные платформы и более «тяжелый» софт, типа Solaris, Oracle, Informix, серверы приложений и т.д.

6. Каковы соотношения затрат (разработка, маркетинг, реклама и т.п.) Это зависит исключительно от планируемого заказчиком бюджета и в конечном итоге мало волнует разработчика программных решений. Затраты на разработку и рекламно-маркетинговый бюджет никак не кореллируют. С другой стороны, насколько мне известно, средний рекламный бюджет на данный момент составляет 00-7000 в месяц.

7. Примерчики наиболее типовых успешных и неуспешных проектов.

У меня почти нет таких данных. Из магазинов: программные решения для bolero.ru и levingston.ru принципиально не отличаются друг от друга, однако первый широко рекламируется и потому достаточно успешен, второй же не тратит денег на рекламу, довольствуясь бесплатными способами продвижения и как результат – мало заказов.

8. Разбивка по времени стадий проектирования и внедрения и их взаимосвязь

1. 1-2 месяца – разработка дизайна и базового функционального ядра

2. 1 месяц – рекламный start up, анализ результатов старта и соответствующая корректировка дальнейших шагов рекламных и маркетинговых усилий

3. развитие функциональности стартового программного ядра

4. далее бесконечные итерации пунктов 2 и 3

9. Ваша оценка вознаграждения команды и ее доля в общей стоимости проекта

Чистые команды-аутсорсеры не заинтересованы в доле от проекта – им главное получать новые заказы и деньги за проделанную работу. Однако участие в разработке какого либо успешного проекта увеличивает поток заказов

10. Существует ли аудит проектных решений, если - да, то в чем он заключается. Формально аудита нет, критерием эффективности может считаться нормально ли работает проект и с какими временными и материальными затратами обеспечивается дальнейшее развитие, добавление новой функциональности, легкость тиражирования решений. Риск выбрать неэффективное решение полностью ложится на заказчика. С другой стороны обычно заказчики обращаются к компании-аутсорсеру сделать что-либо, если аутсорсер уже разрабатывал подобные проекты. Аутсорсер же со своей стороны либо делает нормальное эффективное и легко тиражируемое решение, либо больше не получит таких заказов.

На вопросы отвечает Цимбалов Александр, руководитель отдела прикладного программирования компании yandex.ru)

1. Какие типы проектов Вы бы выделили?

Первая классификация:

Коммерческие – Интернет-магазины, B-2-B, C-2-C и их сочетания.

 Живые деньги начинают приносить сразу (может не всегда, но проектируются именно так) через платное размещение информации о клиенте; при оплате товаров и снижении накладных расходов против реальной торговли. Некоммерческие – имиджевые, промосайты, академические.

Деньги поступают по вторичным каналам, например таким, как

  • увеличение стоимости акций (при акционировании), что может повлечь за собой увеличение сумм инвестиций;
  • косвенное повышение имиджа компании в целом;
  • увеличение заказов/объема продаж в других сферах;
  • баннеры.

Вторая классификация:

Академические проекты, предполагающие наличие высококвалифицированного персонала в определенных областях. Например, поисковые машины (Яндекс, Апорт) требуют профессионалов-лингвистов, картографичекие – професионалов в картографии и оцифровке изображений и т.п.

Время создания проекта может исчисляться годами.

"Фарсовые" - сначала сделать, а потом дописывать, исправлять. Самое главное - выпустить вовремя и успеть. Эти проекты делаются за 1-4 месяца на заказ, по требованию времени. Их изготавливают в жестком режиме эксплуатации труда с заранее продуманным планом развития и маркетинга.

Как правило, они красивы (промосайты), нужны многим потребителям (магазины, аукционы, барахолки, доски объявлений), содержат полезную информацию (новостные сайты).

2. Какова длительность разработки проекта с нуля, чтобы он cтал конкурентоспособным (по типам)?

Немного описал выше.

3. Сколько может стоить проект (только разработка, разработка и сопровождение)?

Про академические я писать не буду... Там все определяется затратами на зарплату (ЗП) профессионалов, а она может сильно плыть.

На "фарсовых", "поточных" (их делают команды программистов "на потоке"):

  • разработка – 1-8 человеко-месяцев (ч/м) при средней ЗП ~0;
  • дизайн – наёмный от 00; свой 1–2 ч/м при средней ЗП ~0;
  • Support - customer – 1-4 чм при средней ЗП ~0;
  • технический – 1-7 ч/м при средней ЗП ~0;
  • Hardware – от 000 до 000 (на старте!);
  • Internet connectivity – от до 00 в месяц.

4. Что является определяющим при выборе платформы (знания команды, эффективность и т.д.)?

По порядку важности:

1.Знания и опыт ведущих программистов (одного-двух), наличие/отсутствие техсовета.

2.Знания командира разработчиков (хотя бы на абстрактном уровне).

3.Ресурсоемкость программно-аппаратного комплекса (если надо):

  • посещаемость;
  • круглосуточность работы (техники и людей);
  • наработка на отказ (техники и людей).

4.Удобство макетирования.

6. Каковы соотношения затрат (разработка, маркетинг, реклама и т.п.)?

60% – реклама.

25% – маркетинг.

10% – аппаратура.

5% – зарплата.

7. Примеры наиболее успешных и неуспешных типовых проектов. Мой опыт участия пока только успешный (хотя об этом можно спорить):

Молоток.Ру, Народ.Ру.

Не очень успешный, но тоже можно спорить – city.ya.ru, wap.yandex.ru.

8. Ваша оценка вознаграждения команды, ее доля в общей стоимости проекта.

Я считаю, что на тему "вознаграждение" можно говорить очень долго, и теорий на этот счет очень много. НО!

Утверждаю, что кроме материального вознаграждения играет большую роль и нематериальное стимулирование. Например, ссылка в публикациях на ведущего программиста; фотография разработчика в прессе; представление публике группы разработки при проведении офлайновых мероприятий; подарки в виде маек, ручек, сувениров и т.д. Мера или сумма вознаграждения ведущим по разработке должна превышать сумму ЗП в месяц раза в два или три.

9. Существует ли аудит проектных решений, если да, то в чем он заключается.

Должен быть создан (обязательно):

- техсовет (состоящий из 2-3 уважаемых программеров и1-2 сильно уважаемых "чайников-начальников");

- худсовет - контроль контента (возможно внешний, но это дороже).

А кроме этого у проекта должен быть РУКОВОДИТЕЛЬ. Он должен болеть проектом, ложиться спать с ним и не спать, если понизилась посещаемость хотя бы на 10%. Вот и все!

Большое спасибо за вопросы. Это означает, что мое мнение Вам не безразлично, а это, в свою очередь, оценивает и мою работу в деле Интернет-проектов.

На вопросы отвечает Ольга Карташова, компания РБК

1. Какова длительность разработки проекта с нуля, чтобы он стал конкурентоспособным (по типам)?

Все Интернет-проекты условно можно разделить на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие обычно создаются для имиджа или предоставления дополнительных услуг коммерческому проекту. Среди коммерческих проектов можно выделить Интернет-представительства офлайн-бизнеса, проекты типа В-2-В, В-2-С (Интернет-магазины, аукционы, торговые площадки и т.д.), а также «массовые» проекты, рассчитанные на привлечение аудитории и продажу рекламы (развлекательные ресурсы, Интернет-СМИ).

2. Сколько может стоить проект (только разработка, разработка и сопровождение)?

Все зависит от сложности проекта – этот срок может составлять от полутора месяцев до полугода и более.

3.Сколько необходимо человеко-месяцев на запуск проекта (в зависимости от его типа и квалификации разработчиков)?

Проекты первого типа – 3-5 человеко-месяцев; проекты второго типа – 10 человеко-месяцев; проекты высокого уровня сложности – около 100 человеко-месяцев и более.

4. Каковы соотношения затрат (разработка, маркетинг, реклама и т.п.)? Понятно, что в разных проектах они могут быть различными.

Условно можно выделить 3 категории проектов:

  • от 5 тыс. долларов – промо-сайт с несложным дизайном;
  • от 10-50 тыс. долларов – средний уровень, самый распространенный вариант;
  • от 80 тыс. до 2-3 млн. долларов (сложные комплексные проекты для офлайн-бизнеса).

Соотношения затрат на разработку и продвижение проекта таково: разработка – 10-30%, маркетинг и реклама – 90-70%.

5.Приведите примеры наиболее успешных и неуспешных типовых проектов (лучше из вашего опыта, но можно и чужие)?

Примеры удачных проектов привести не сложно. Это www.rbc.ru, www.cnews.ru. Если говорить о проектах, которые разрабатывал РБК для клиентов, это www.reninse.com, www.infomart.ru.

6.Какова разбивка по времени стадий проектирования и внедрения, их взаимосвязь? Ваша оценка вознаграждения команды, ее доля в общей стоимости проекта.

Соотношение времени проектирования и внедрения проектов: работа над «среднестатистическим» проектом ведется в несколько этапов. Проектировка – около 1 месяца, разработка – около 3 месяцев, внедрение – 2-3 месяца. Средняя рентабельность проектов РБК составляет 30-50%.

7. Существует ли аудит проектных решений, если да, то в чем он заключается?

Внутренний аудит проектов проводится всегда и на всех стадиях разработки, особенно при подписании техзадания и на стадии внедрения. По желанию клиента или если проект очень крупный может быть проведен внешний аудит.

На вопросы отвечает Евгения Булах, руководитель проектов, Actis Systems)

Проекты и Интернет-проекты

Под проектом принято понимать определенную последовательность задач, направленную на достижение конкретных целей в течение заданного периода времени, с установленными требованиями к качеству результатов и возможными рамками расхода ресурсов. Соответственно, успешность реализации проекта целиком зависит от соблюдения этих трех основных условий:

  • Качество/Функциональность
  • Сроки
  • Ресурсы

В действительности же эти критерии достигаются далеко не всегда и не всеми. Так, по данным за сентябрь 1998 PM Network на основе анализа 23 000 проектов по разработке прикладного программного обеспечения, только 26 % из них были успешными, 28 % были провалены, а для завершения 46 % проектов необходимо было увеличить сроки и ресурсы либо снизить требования к функциональности, либо изменить все вместе. На российском рынке это соотношение несколько иное и представляется, на мой взгляд, таковым: ~10%-10%-80%. Успешных проектов, как и проваленных относительно немного, поскольку большая часть претерпевает видоизменения в процессе выполнения - российский заказчик, в отличие от западного, более склонен вложить еще немного денег, пролонгировать сроки и получить желаемый результат, чем не получить ничего.

Интернет-проекты, на мой взгляд, отличаются от традиционных проектов по созданию ПО/информационных систем. Если традиционный проект – это четкий план, строгая организация, жесткозаданные параметры (например, проекты Microsoft), то Интернет-проекты – это скорее импровизация, творчество и развитие. Их характеризует высокая скорость реализации, высокие темпы изменений и высокий уровень неопределенности.

В Интернет-проектах, как правило, определена лишь главная цель, общее направление, но отдельные задачи уточняются по мере достижения частных результатов. Заказчики/инициаторы часто не имеют четкого видения/детализации проекта в начале его развития, и только в ходе реализации их идеи кристаллизуются и находят точное выражение. Кроме того, стремительное изменение интернет-среды приводит к необходимости постоянного внедрения новых технологий. Все это требует от разработчиков гибкости мышления, импровизации и умения адаптироваться в постоянно изменяемых условиях.

Типы интернет-проектов

Рассмотрим классификацию интернет-проектов на основе следующих признаков:

  • Масштаб
  • Условия выполнения
  • Назначение

По масштабу интернет-проекта можно выделить:

  • Небольшие проекты:
    Затраты на разработку оцениваются в 300–1000 человеко-часов (ч/ч). Команда разработчиков состоит из 2-х-5-ти человек. Продолжительность проекта - 1 - 3 месяца.
  • Средние проекты:
    затраты на разработку оцениваются в 1000–10000 ч/ч. Команда разработчиков обычно состоит из 5-12 человек. Продолжительность – 2–10 месяцев.
  • Крупные проекты
    затраты на разработку оцениваются в 10000 - 30000 ч/ч. Команда разработчиков обычно от 10-ти человек. Продолжительность от 6 месяцев до 1,5 лет.
  • Очень крупные проекты
    Затраты на разработку оцениваются свыше 30000 ч/ч.

Конечно, это деление достаточно условное. Масштаб проекта также определяется и его значимостью и статусом в ранге себе подобных. Для интернет-проектов характерен показатель длительности - в основном интернет-проекты относятся к разряду небольших проектов. Впрочем, сейчас с притоком инвестиций в интернет, идет тенденция к увеличению числа средних проектов. Крупных проектов пока достаточно мало.

Если называть конкретные примеры, то к небольшим проектам можно отнести – www.bmw.ru, www.sistel.ru, www.academy.ru. К средним – www.24x7.ru, www.i2i.ru,; К крупным проектам в Рунете необходимо отнести Яндекс и Рамблер. Ну а www.Amazon.com, несомненно, относится к разряду очень крупных проектов.

Существует и другой принцип определения размера проекта – стоимость. Примерная шкала для Рунета такова:

Небольшие проекты – до тыс.
Средние проекты - от до 0 тыс.
Крупные проекты - от 0 – до 00 тыс.
Очень крупные проекты – свыше млн.

Активная конкуренции и борьба за место под интернетовским «солнцем» обозначила тенденцию так называемого «крэш-проектизма», когда интернет-проекты растут, словно грибы. У подобных проектов ограничения по срокам и/или ресурсам превышают норму более чем на 50 % и, как правило, это коммерческие и имиджевые сайты. В качестве собственного примера приведу опять же www.24х7.ru. Вообще, «крэш-проектизм» - это отдельная тема для разговора. Хочется лишь заметить, что в «крэш» может превратиться любой проект при неправильном планировании и управлении.

По бизнес-назначению я бы выделила: коммерческие, «полу-коммерческие» и корпоративно - имиджевые.

Коммерческие проекты подразумевают, что сайт является основным источником дохода либо играет важную роль в бизнес-модели компании. Задача при запуске проекта - как можно раньше появиться в Рунете, раскрутиться и привлечь максимальное количество аудитории. При продвижении данных проектах много средств уходит на рекламу и маркетинг. В качестве примеров можно назвать: интернет-магазины, которые имеют только виртуальные прилавки без физического представительства (www.24x7.ru , www.torg.ru , www.ozon.ru ), аукционы, B2B-сайты.

У «полу-коммерческих» проектов сайт не является основным источником дохода, но все же приносит реальные деньги. Это, например, интернет-магазины, имеющие реальные прилавки (например, магазин издательства «ЛОРИ»). Или некоторые магазины компьютерной техники и .т.п. Интернет-магазин в этом случае не является основным источником продаж, а больше исполняет имиджевую роль.

К этой же категории можно отнести представительства в интернете тур-фирм (бронирование билетов, гостиниц, заказы путевок), сайты многих газет и журналов, предоставляющих пользователям платную информацию. К таким проектам, полагаю, относятся сайты, рассчитанные на достижение максимального числа посещений, - топ-листы, мэйл-сервера, новостные сайты, развлекательные сайты и т.д.- проекты, доход которых основан на размещении рекламы (в виде баннеров или еще чего-либо). Затраты на рекламу таких сайтов значительно ниже. Корпоративно- имиджевые сайты. Цель данных проектов - выгодно представить компанию в сети, разместив информацию о себе, полезную для клиентов или рекламирующую свою продукцию. Сайт в данном случае не является прямым источником дохода. Например, web-система «БиЛайна» (www.beeplus.ru, www.beelinegsm.ru, www.beeline.plus ) ».

Какова длительность разработки проекта с нуля, чтобы он был конкурентно способен (по типам)

Время разработки проекта зависит от сложности проекта, от набора требуемой функциональности, от новизны задач, от необходимости применения новых технологий и т.п.

Нужно различать два понятия – время, которое требуется на запуск интернет-проекта и время, которое требуется на полную разработку интернет-проекта.. В отличие от коробочного ПО, для интернет-проектов характерен поэтапный выпуск, когда разработка проекта разбивается на несколько логических этапов. Во время запуска проект должен содержать набор минимальной функциональности, ниже которой его конкурентно-способность близка к нулю. Особенно это показательно для коммерческих проектов, где временной разрыв между запуском и окончанием может быть достаточно существенным.

Минимальный срок для запуска несложного (например, имиджевого) проекта составляет около месяца, для проекта средней сложности (коммерческие и полу-) – от 1-3-х месяцев, для сложных проектов - от 3-6 - ти месяцев и выше.

Нередко встречаешься с предубеждением, что чем больше человеческих ресурсов будет затрачено на разработку проекта, тем скорее его можно завершить. У нас в компании на это существует одна показательная поговорка: 9 беременных женщин ребенка за месяц не родят. У проекта есть свой срок развития, не зависящий прямо пропорционально от количества задействованных людей. А переизбыток ресурсов, так же как и недостаток, отрицательно влияет на ход проекта.

Сколько проект может стоить (только разработка, разработка и сопровождение). Только оценки порядков.

Стоимость проекта складывается из нескольких составляющих:

  • Затрат на разработку
  • Стоимости hardware
  • Стоимости лицензионного ПО
  • Стоимости маркетинговых и рекламных компаний
  • Затраты на структуру поддержки и ведения проекта

Стоимость разработки обычно оценивается методом подсчета затраченных человеко-часов * на определенную стоимость специалиста в час, установленную в компании для продажи проектов. Для Рунета эта цифра составляет примерно - в час. Стоимость крэш-проекта, как правило, превышает норму в два-три раза. Полагаю, что у каждой компании есть свой определенный минимум стоимости. Но возможны и исключения, в случае если проект окажет положительное влиение на имидж компании.

Затраты на стоимость hardware & software зависят от типа проекта.

Если за единицу отсчета взять стоимость разработки проекта (100 %), то для коммерческих проектов (для которых требуются высокопроизводительные сервера и технологии) стоимость оборудования составляет 10-15%, а стоимость необходимого ПО может доходить до 40 % и более от стоимости разработки при использовании коммерческого ПО – коммерческих серверов БД (например, Oracle, Informix), серверов приложений ( WebSphere, WebLogic) и т.д. Для корпоративно-имиджевых проектов стоимость размещения сайта обычно не превышает 5-10 %, так как сайт данного типа, как правило, устанавливается на выделенном оборудовании фирмы-заказчика или провайдера и использует его ПО.

Стоимость маркетинговых исследований и рекламных компаний может превышать стоимость разработки в несколько раз ( на коммерческих проектах), а может составлять небольшой процент или быть равной нулю ( для корпоративно-имиджевых).

Оценки порядков стоимости проектов уже приведены выше.

Что является определяющим при выборе платформы (знания команды, эффективность решения или вообще такие факторы, которые к самой процедуре разработки отношения не имеют)

Выбор платформы для интернет-проекта зависит от нескольких параметров:

1. Профильной технологии компании-разработчика

Компания может профилироваться на базе одной или нескольких операционных систем (Unix и/или Windows). Также возможно использование одной или нескольких технологий разработки проектов, самыми распространнеными из которых являются:

Windows/ASP/MSSQL
Unix/perl-PHP/MySQL- PostgreSQL- Informix
Unix/Java-JSP/Oracle

2. Знаний ядра проектной команды ( разработчиков + руководителя)

3. Предпочтения клиента

4. Эффективности решений

5. Трудоемкости технологии

Примерчики наиболее типовых успешных и неуспешных проектов (лучше из вашего опыта, но можно и чужие).

Понятие успешности достаточно относительное, о котором я уже упоминала выше. Если за критерий взять два параметра - функциональность и популярность ресурса в целевой аудитории, то успешными можно назвать www.ozon.ru, www.24x7.ru, www.molotok.ru. Успешность с точки зрения функциональности необходимо рассматривать прежде всего с позиций:

  • Соответствие разработанной системы функциональным требованиям;
  • Отказоустойчивость;
  • Оперативность реагирования системы на запрос пользователя;
  • Интуитивность интерфейса;
  • Логичность организации системы (прозрачность, гибкость архитектуры, масштабируемость)

Впрочем, качество разработки не всегда является обязательным условием популярности ресурса. Популярность, помимо «хорошо сделанной» работы обеспечивается рекламными кампаниями и брэндом. Понятие «неуспешности» также достаточно относительное. А примеры на Ваш взгляд неуспешных проектов Вы можете обнаружить в сети сами.

Разбивка по времени стадий проектирования и внедрения и их взаимосвязь

Из личного опыта разработки проектов, соотношение между этапами проектирования, разработки, тестирования и внедрения получаются примерно следующие:

Проектирование - 20-30 %
Разработка - 50 %
Тестирование - 10 %
Внедрение - 1-5 %
Стабилизация - 10-15 %

В интернет-проектах, вследствие стремления их быстрого запуска, наболюдается тенденция к занижению времени тестирования системы. Часть стабилизационного этапа системы приходится уже на время ее запуска и тестерами становятся реальные пользователи.

Ваша оценка вознаграждения команды и ее доля в общей стоимости проекта

Мотивация команды разработчиков является необходимым условием успешности проекта. Материальный стимул является не последним фактором, влияющим на производительность труда и отдачу от разработчиков.

Фонд вознаграждений проектной команды составляет примерно 30 % от стоимости разработки проекта. Как правило, фонд состоит из 2-х частей – постоянных выплат в ходе проекта (заработная плата) и дополнительных выплат. Порядок дополнительных выплат обычно устанавливается в начале проекта и может варьироваться в зависимости от проекта. Примерами дополнительных выплат могутт служить оплата в ходе проекта запланированного или обоснованного овертайма (по удвоенным ставкам), премии разработчикам по итогам проекта. Распространены непрямые вознаграждения в виде повышения зарплаты или роста по служебной лестнице и т.п.

Существует ли аудит проектных решений, если - да, то в чем он заключается

Аудит проектов необходим. Для этой цели в компаниях, занимающихся веб-билдингом , существуют позиции технического директора и арт-директора,( и + соответствующие советы), которые принимают участие как на стадии проектирования , так и на стадии разработки проекта. Они должны направлять компанию по нужному технологическому пути развития и все технологии, которые применяются на проектах, должны пройти через их руки и головы.

Техническая проза Интернет-проектов. Промежуточные итоги. Павел Храмцов

В течение недели Вы, уважаемый Читатель, могли знакомиться с мнениями руководителей коллективов разработчиков четырех российских Интернет-компаний. Все они занимают различные позиции в своих компаниях, а потому и их взгляды на разработку и сопровождение Интернет-проектов несколько отличаются друг от друга. Кроме того, и опыт разработки проектов у них различный.

Постараемся отметить нечто общее в этих точках зрения. И Цимбалов, и Булах выделили из общего набора проектов «фарсовые», или крэш-проекты. Главное в них – сдача проекта в срок. Судя по всему, речь идет о сдаче функционального макета системы, который постепенно по мере увеличения нагрузки и расширения функциональности превращается в промышленную систему.

Эти проекты подпадают под категорию систем, для которых применяется экстремальное проектирование. С самого начала известно, что не вся определенная в техническом задании функциональность будет реализована. Разработка разбивается на этапы, и проект сдается по частям. При этом многие подсистемы в ходе развития проекта переписываются заново, и разработчики сознательно на это идут. Параллельно они занимаются сопровождением системы, обучением персонала, написанием документации и прочими «мелочами».

Если учесть, что программисты работают одновременно не над одним, а над несколькими проектами, и состав команды изменяется по мере продвижения от одной стадии проекта к другой, то огромное значение приобретают правильное планирование этапов проекта и строгое соблюдение календарных планов. При жестком ограничении временных, финансовых или людских ресурсов провалить проект ничего не стоит.

Прочая типизация проектов у всех трех специалистов примерно одинаковая, с той только разницей, что Цимбалов и Булах оценивают себестоимость проектов и раскрывают механизм ценообразования, а Аликберов просто приводит прайс-лист. При этом все три автора на самом деле дополняют друг друга. Цимбалов показывает структуру затрат и определяет себестоимость, Булах раскрывает механизм ценообразования, а Аликберов приводит конечный результат.

Конечно, если «в лоб» взять структуру себестоимости Цимбалова, умножить ее на ставку по Булах, то по некоторым позициям цен Аликберова получить нельзя. Все-таки мы имеем дело с разными компаниями. Но представить соотношение затрат и цен проектов можно.

Любопытна также и структура затрат на Интернет-проекты. И у Булах, и у Цимбалова более половины финансовых ресурсов уходит на «раскрутку» проекта. Разница состоит лишь в том, как оценивается стоимость разработки. В Actis стоимость разработки составляет большую долю в сравнении с Яндекс. Вероятно, это вызвано не тем, что в Actis людей ценят выше, чем в Яндекс, а тем, что неодинаков масштаб финансовых ресурсов и различны затраты на сопровождение разработанных решений.

Если взять 00 в месяц на рекламу Аликберова, добавить к этой сумме еще 00 на маркетинг согласно Цимбалову, умножить на соответствующее число человеко-месяцев (пусть будет 3), то тогда по Булах стоимость разработки составит примерно 000, что соответствует полноценному Интернет-магазину в классификации Аликберова по цене и срокам разработки. Как мы видим, несмотря на различные способы оценки проектов разными компаниями, цены проектов оказываются более или менее согласованными. И это при том, что я смешал в одну кучу стартовые затраты и затраты по эксплуатации.

Утверждение о том, что верхней планки стоимости проекта нет, на мой взгляд, неверно. Программист не может стоить бесконечно много, а его производительность превышать определенных рамок. Я еще не видел специалиста, способного быстрее, чем за неделю разработать, отладить и задокументировать программный модуль типа почтовой рассылки, форума или чата. Перефразируя один из законов Мерфи – ошибки среднего программиста можно найти быстро, а одну ошибку хорошего профессионала можно искать годами. И вообще, существует средняя производительность труда в данной отрасли. Она-то и определяет, в конечном счете, стоимость и продолжительность разработки.

Поэтому завышение цены проекта – это пустая трата денег. На рост цены разработки проектов в последнее время стал влиять рост зарплаты разработчиков и эксплуатационников. Причина обозначена Аликберовым – отсутствие на рынке необходимого количества специалистов.

Стоимость этих специалистов в месяц косвенно определена у Цимбалова:

средний программист - 0;
дизайнер - 0;
«горячая линия» и поддержка клиентов - 0;
администраторы систем - 0 .

К сожалению, у него не приведена оценка оплаты труда руководителей проектов, но, видимо, она составляет от 0 в месяц. Зарплату главных специалистов оценивать смысла нет, так как она определяется индивидуально, но ее порядок из приведенных выше цифр примерно понятен.

В последнее время было много споров по поводу того, какая платформа наиболее эффективна для разработки Интернет-решений. Опрошенные нами специалисты утверждают, что выбор платформы принципиально большого значения не имеет. Можно сколько угодно пугать заказчика страшилками по поводу неустойчивой работы NT или сложности разработки под Unix, но, по большому счету, все определяется профессиональными навыками программистской команды.

Видимо, при разработке «промосайтов» такой подход и оправдан. Нагрузки там небольшие, а требований по устойчивости просто нет. Но для крупных и масштабных проектов он не годится. За примерами далеко ходить не надо. Это и Lenta.ru, не выдержавшая нагрузки при резком увеличении трафика, и SpyLog, на котором открыты настежь многие Интернет-сервисы и который то и дело, нет-нет, да и перестает обсчитывать Рунет, что для глобальной системы оперативного аудита просто недопустимо. Это и mail.ru, где отказы на обслуживание по SMTP (почтовый сервис) не такая уж и редкость.

Многое из того, что здесь написано, спорно. Собственно, и цель нашего опроса вообще, и данного резюме в частности - вызвать дискуссию на тему разработки Интернет-проектов. Поэтому любые мнения приветствуются, а хорошо аргументированные будут обязательно размещены на наших страницах в качестве продолжения данной темы.




Комментарии

 Ваш комментарий к данному материалу будет интересен нам и нашим читателям!



Последние статьи: Web - технологии / Разное /

Вышла восьмая версия браузера Google Chrome
30-01-2011   

Компания Google выпустила восьмую версию интернет-браузера Chrome, сообщается в официальном блоге разработчиков браузера. Этот релиз браузера является стабильным и рекомендован для безопасной установки на компьютеры, работающие на базе ОС Windows, Mac OS X и Linux.

... подробнее

Кол. просмотров: общее - 9215 сегодня - 0

Канадские разработчики обещают миру дешевый спутниковый интернет
30-01-2011   

Канадский производитель спутников Microsat Systems Canada планирует запустить сеть из 78 небольших низкоорбитальных спутников, предназначенных для предоставления "дешевого и быстрого доступа в интернет". Очевидно, что новый проект направлен на конкуренцию с 3G и 4G-сетями, однако в отличие от последних канадский проект должен обеспечить глобальное покрытие и открыть доступ в интернет даже для труднодоступных районов.

... подробнее

Кол. просмотров: общее - 8634 сегодня - 0

E-mail подпись: мелочь, а приятно
23-02-2010   

В трудном и благородном деле под названием “Продвижение Интернет-проекта” существуют мелочи, о которых многие Интернет-предприниматели и Web-мастера даже не задумываются. Однако если уделить этим мелочам совсем немного времени, они день за днем, месяц за месяцем будут приводить на ваш сайт все новых и новых посетителей. Один из таких мелких и полезных зверьков — “e-mail подпись”... подробнее

Кол. просмотров: общее - 7782 сегодня - 0

Чем занимается веб-мастер?
23-02-2010   

Энциклопедия всемирной паутины - http://www.webopedia.com/ - определяет веб-мастера как человека, который управляет сайтом. В зависимости от размера сайта, веб-мастер может отвечать за следующее... подробнее

Кол. просмотров: общее - 7147 сегодня - 0

Композиция сайта
23-02-2010   

Целостность - в правильной композиции ни один из элементов нельзя изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого. Для нахождения целостной композиции обычно рассматривают будущее изображение как набор пятен - силуэтов отдельных элементов, которые компонуют на плоскости до достижения необходимого эффекта... подробнее

Кол. просмотров: общее - 7928 сегодня - 0



  WWW.COMPROG.RU - 2009-2012 | Designed and Powered by Zaipov Renat | Projects